Урок #23 - Наследование классов (ООП)

Урок #23 - Наследование классов (ООП)

Наследование является одной из основных концепций объектно ориентированного программирования. За урок вы изучите написание, а также использование классов наследников в языке С++.

Видеоурок

Наследование является одним из ключевых понятий ООП. За счёт наследования можно создать один общий класс (класс родитель) и создать множество других классов (классы наследники), что будут наследовать все поля, методы и конструкторы из главного класса.


За чем использовать наследование?

Предположим что у нас есть один большой класс «Транспорт». В классе описываются базовые характеристики для всех транспортных средств:

  • поля: скорость, вес, запас хода и тому подобное;
  • методы: получение информации из полей, установка новых значений;
  • конструктор: пустой и по установке всех полей.


На основе класса мы спокойно можем создать объект легковой машины, объект грузовика, объект самолета и так далее. У всех объектов будут одинаковые характеристики и методы. 


Мы явно понимаем, что у объекта машина и самолёт будут разные поля и характеристики. Как можно поступить:

  1. Можно создать два отдельных класса: «Car» и «Airplane». В каждом классе будут все методы, поля и конструкторы повторно переписанные из класса «Транспорт», а также будут новые методы, что важны только для конкретного класса;
  2. Можно создать два класса наследника: «Car» и «Airplane». Оба класса будут наследовать всё от класса «Транспорт» и при этом будут содержать свои дополнительные функции. Таким образом повторения кода не будет и код станет меньше и чище.


Создание классов наследников

Для создания класса наследника требуется создать класс и указать наследование от главного класса.


Пример класса наследника:

class Transport {
protected:
	float speed;
};

class Auto : public Transport {
private:
	int wheels;
 
public:
	Auto (float speed, int wheels) {
		this->speed = speed;
		this->wheels = wheels;
		cout << "Speed is: " << speed << ", model is - " << wheels << endl;
	}
};

int main() {
	Auto bmw(301.2, 4);
	Auto mercedes(270, 4);
 
	return 0;
}

Как вы можете заметить, у нас есть одна общая переменная speed. Поскольку модификатор доступа у неё protected, то доступ к переменной мы имеем внутри класса Transport, а также внутри всех классов наследников.


Для создания наследования мы прописали ключевое слово : после имени класса и указали какой класс будет родительским.

Исходный код

Весь код будет доступен после подписки на проект!

Онлайн редактор кода

Загрузка...

Задание к уроку

Необходимо оформить подписку на проект, чтобы получить доступ ко всем домашним заданиям

Большое задание по курсу

Вам необходимо оформить подписку на сайте, чтобы иметь доступ ко всем большим заданиям. В задание входит методика решения, а также готовый проект с ответом к заданию.
PS: подобные задания доступны при подписке от 1 месяца

Также стоит посмотреть

Уроки Qt Creator | Графический интерфейс на С++
13 уроков
Изучение C++ от новичка до профи
Создание игры на C++ / Создание "Змейки"
3 урока
Комментарии для сайта Cackle